История интернет-аукциона ebay

Вряд ли кто из сегодняшних пользователей Интернета не знает, что такое В Глобальной сети трудно “не заметить” транснациональную компанию, предоставляющую услуги в областях интернет-аукционов (основное поле деятельности), интернет-магазинов, мгновенных платежей, VoIP. Компанию, развившуюся от торговой площадки, носившей характер блошиного рынка, до B2C-платформы, использующейся как физическими, так и юридическими лицами. Но все же подробности создания, становления и развития у нас мало кому известны. А ведь они читаются, как захватывающая повесть…

history

История создания и развития

История аукциона слишком уж похожа на сказку. И, как у любой сказки, у этой истории есть несколько версий. Особенно о том, как все начиналось. Самая распространенная гласит, что основатель Пьер Омидьяр создал благодаря своей невесте Памеле. У нее было своеобразное хобби — коллекционирование фигурных коробочек из-под конфет “Pez”. Как-то она пожаловалась Пьеру, что больше не может пополнять коллекцию, хотя многих коробочек у нее не хватает, зато, наоборот, есть лишние. Омидьяр был талантливым программистом, и он, не долго думая, написал и разместил на своем персональном сайте небольшое специализированное приложение, предназначенное для организации купли-продажи в режиме онлайн, и с самого начала сориентировал свою программу на осуществление торговых операций в форме аукциона. Проблема Памелы была быстро решена, а Пьер признался: “Честно говоря, я не собирался делать никаких открытий и поначалу даже не задумывался о том, что у моей программы еще нет аналогов. Я хотел всего лишь помочь Памеле, ну, а заодно и другим людям, не знающим подлинной стоимости продаваемых ими предметов, найти наиболее выгодных им покупателей”.

Красиво? Однако это лишь версия, придуманная PR-службой компании намного позже. В реальности же был создан 4 сентября 1995 г. Пьером Омидьяром под именем auctionweb и действительно являлся частью личного веб-сайта автора. Реальный интересный факт: первым предметом, проданным на этом аукционе, была неисправная лазерная указка Омидьяра, которую у него купили за $13,83. Тогда Пьер связался с покупателем и спросил: понял ли тот, что лазерная указка неисправна? Ответ был весьма красноречивым: “Я коллекционер неисправных лазерных указок”. И пошло-поехало… Поначалу создатель аукциона не собирался брать с публики плату за пользование сайтом, но не вышло. Вскоре провайдер жестко предупредил его, что трафик сайта превышает все допустимые нормы. Омидьяру тогда было 27 лет, и он неплохо зарабатывал, но любимое хобби становилось слишком уж дорогостоящим. Пришлось рискнуть и ввести на сайте компенсационную систему, включавшую символическую оплату размещения на аукционе лотов и небольшие комиссионные по итогам сделок. Неизбалованные в то время пользователи восприняли новшество с пониманием. Новый онлайновый бизнес родился буквально из ничего. В мае 1996 года, оставив прежнюю работу, Омидьяр взял в партнеры старого приятеля Джеффа Сколла и зарегистрировал собственную интернет-фирму. Поначалу ее офис размещался в гостиной Омидьяра, затем — в гостиной Сколла. И только полгода спустя, когда новая компания начала развиваться с безумной скоростью 70% в месяц, компаньонам пришлось арендовать полноценный офис.

Вначале Омидьяр хотел назвать аукционный сайт Echo Bay Technology Group, чтобы сохранить связь с его консалтинговой компанией Echo Bay Technology Group. Но доменным именем EchoBay.com владела золотодобывающая компания Echo Bay Mines, и название сократили до com. Произошло это в 1997 году. В то время темпы роста интернет-аукциона были очень далеки от вменяемых — ведь Америка азартно осваивала Интернет. У Пьера и Джеффа стремительно увеличивалось все: число зарегистрированных пользователей, число проводимых аукционов, суммы финансовых поступлений. Растущее хозяйство компании начало выходить из-под контроля отцов-основателей, ни один из которых не обладал профессиональными управленческими либо финансовыми познаниями. В 1998 году была зафиксирована 10-миллионная сделка Омидьяр понял: это качественно новый уровень бизнеса. А значит, пришло время выходить со своими акциями на биржу, реструктуризировать компанию, менять систему менеджмента. Требовались профессиональные менеджеры, способные реализовать многочисленные творческие идеи Пьера. Для поиска новых топ-менеджеров был нанят известный хэдхантер Дэвид Берн, который в конце концов остановился на кандидатуре Мег Уитмен. Многих это тогда удивило: она никогда прежде не работала ни в IТ-бизнесе вообще, ни в электронной торговле в частности. Но как раз такой руководитель тогда требовался молодой, профессиональный, рисковый, тщеславный и здравомыслящий одновременно. Но главное — не обремененный иллюзиями тогдашнего “бума дот-комов”.

Эпоха роста

В мае 1999 г. приобретает систему онлайн-платежей Billpoint, которая была закрыта после приобретения Paypal.
В 1999 г. приобретает Butterfield & Butterfield, который был продан в 2002 г. компании Bonhams.
В 1999 г. приобретает за $43 млн у Марка и Оливера Замверов Alando, который затем был преобразован в Germany.
В июне 2000 г. покупает Half.com, позже интегрированный в Marketplace.
В августе 2001 г. покупает Mercado Libre, Lokau и iBazar — крупнейшие латиноамериканские сайты онлайн-аукционов.
В июле 2002 г. приобретает платежную систему PayPal за $1,5 млрд.
В июле 2003 г. приобретает EachNet — ведущую китайскую компанию в области электронной коммерции, заплатив примерно $150 млн.
В июне 2004 г. приобретает Baazee.com — ведущий аукционный сайт в Индии за сумму примерно в $50 млн.
В августе 2004 г. приобретает 25% в craigslist.org, купив существующего акционера.
В сентябре 2004 г. значительно продвигается на корейском рынке, приобретя 3 млн акций Korean online trading company, заплатив примерно $109 за акцию.
В ноябре 2004 г. поглощает Marktplaats.nl за €225 млн. Это была немецкая фирма, владевшая 80% рынка аукционов в Нидерландах и получавшая доход в основном от продажи рекламы.
В декабре 2004 г. приобретает rent.com за $30 млн деньгами и $385 млн акциями
В мае 2005 г. поглощает Gumtree — сеть рекламных сайтов в Великобритании.
В июне 2005 г. поглощает Shopping.com — сайт, предоставляющий услуги по сравнению товаров и цен на них, заплатив $635 млн.
В августе 2005 г. покупает VoIP компанию Skype за $2,6 млрд деньгами и акциями.

Уже к 2002 году удалось упрочить свое лидирующее положение в сфере электронного бизнеса, захватив три четверти мирового рынка web- аукционной торговли и недостижимо оторвавшись от всех своих номинальных конкурентов включая Amazon.com и YahoolAuctions. В мире интернет-бизнеса принято считать, что только с приходом Уитмен в началась настоящая работа. Это не совсем верно, ведь компания и до нее приносила прибыль. Но именно Мег Уитмен первой в интернет-индустрии создала первый удачный прецедент, когда классический менеджмент удалось совместить со характерными особенностями управления интернет-бизнесом. Более того, Уитмен первой удалось построить уникальную систему взаимоотношений между и ее пользователями. В результате клиенты компании выступают одновременно в нескольких ролях: сами предлагают товар, сами рекламируют его и сами заботятся о его доставке потребителям. По всему миру насчитываются уже десятки тысяч людей, зарабатывающих на жизнь только и исключительно торговлей на этом аукционе. Да и сама Мег Уитмен, признанная самой влиятельной женщиной в интернет-бизнесе, тоже нередко пользуется услугами собственной компании: то приобретает сыновьям коллекционные карточки с покемонами, то мужу рыболовные снасти. А главной ее семейной покупкой на com стал автомобиль.

Самую удачную покупку сама система совершила летом 2002 года, приобретя за $1,5 млрд компанию PayPal, которая специализировалась на онлайновых платежах. Сегодня, согласно статистике, участники каждого четвертого аукциона на выбирают для взаиморасчетов именно PayPal. До этого специалисты долго пытались создать собственную систему платежей, однако в итоге топ-менеджеры пришли к выводу, что проще купить PayPal. На сегодняшний день работает в более чем 20 странах включая Китай и Индию. Единственная страна, где пока не удалось добиться успеха, — Япония: там на рынке онлайн-аукционов практически монопольно доминирует компания Yahoo. Последние год-два Мег Уитмен старается привлечь к активному участию в онлайновом аукционе принципиально новый класс продавцов — крупные корпорации и государственные учреждения. Такие гиганты, как Disney, IBM и Home Depot, уже давно используют возможности для продажи товаров, снятых с производства, или просто складских излишков. А кинокомпания Warner Brothers еще в 2001 году продала через за $140.000 лодку, “сыгравшую роль” в фильме “Идеальный шторм”.

Бизнес-модель

Основная идея — предоставление продавцам интернет-платформы для продажи любых товаров. Сама компания выступает лишь посредником при заключении договора между продавцом и покупателем. Оплата товара и его пересылка происходят обычно без участия За использование платформы продавцы платят взнос, обычно складывающийся из суммы за выставление лота и процента от цены продажи. Для покупателей все бесплатно. Основная часть доходов фирмы складывается из комиссионных, которые платит продавец, исходя из стоимости своих товаров. Ставки невелики, а прибыли приносит масштаб — громадное количество зарегистрированных пользователей и осуществляемых ими сделок. Есть одна особенность: так как прибыль зависит от объемов продаж, совершенных с ее помощью, там действуют достаточно либеральные условия. Продавать можно любые товары и услуги, не нарушающие законодательства и не внесенные в “черный список” При этом можно выбрать одну из трех моделей работы:

1. Продажа с аукциона (Online Auction). В этом случае продавец указывает стартовую цену лота, время начала торгов и их длительность. Все интересующиеся могут в любой момент указать свою цену на этот лот, однако их ставка может быть “перебита” другими потенциальными покупателями. Актуальные ставки доступны для просмотра в любой момент. Участник аукциона, ставка которого была самой крупной на момент его окончания, и получает право на покупку товара.

2. Продажа по твердой цене (Fixed Price). Продавец предлагает товар по заранее указанной цене. Право покупки получает первый участник торгов, согласившийся заплатить данную цену. Допустимо комбинирование продажи по твердой цене с продажей с аукциона.

3. Рекламное объявление (Ad Format). Продавец дает бессрочное объявление, которое будет демонстрироваться в персональном разделе (Shop) данного продавца. Можно разместить короткую справку о себе, свой логотип и небольшую фотографию товара. Дополнительно в этом разделе перечисляются товары данного продавца, продаваемые в настоящий момент с аукциона или по фиксированной цене.

Кроме того, всем продавцам и покупателям предлагает услуги, позволяющие облегчить заключение и выполнение договора. Это, в частности, VoIP- служба Skype и система онлайн-платежей PayPal. Впрочем, сегодня — это не только аукционы, но и специализированные сайты, занимающиеся продажами различных товаров по фиксированным ценам, и рекламная площадка для многих высокотехнологических компаний, и еще многое-многое другое.

и мошенники

В любом месте, где идет бойкая торговля, можно встретить мошенников, и в этом смысле не исключение. Конечно, успешно бороться с ними помогает система рейтинга продавцов После каждой сделки и продавец, и покупатель могут оставить свой отзыв  (feedback) и отзыв о партнере. Существуют три варианта рейтинга: “позитивный”, “негативный” или “нейтральный”. Отзыв представляет собой краткий комментарий, поясняющий рейтинг. Также покупатель или продавец могут подать жалобу в или использовать юридические методы воздействия на партнера. Однако в большинстве случаев при малой стоимости покупки используется только система рейтинга Один из ее недостатков — то, что крупные и малые сделки имеют одинаковый вес, что может ввести в заблуждение. Но все же для сведения приведем список мошеннических приемов.

Мошеннические приемы продавцов:
. получение платежа, но недоставка товара;
. доставка не того товара;
. доставка некачественного товара;
. фальсификация товара;
. продажа краденого товара;
. увеличение собственного позитивного рейтинга путем голосования с подставных учетных записей.

Мошеннические приемы покупателей:
. мошенничества с PayPal (например, оплата и получение товара, а затем требование возврата денег за некачественный или неисправный товар с отказом в возврате товара);
. использование чужих или краденых кредитных карт;
. получение товара и требование другого;
. возврат не тех товаров, которые были приобретены.

Самые необычные предметы, проданные на

Одним из крупнейших предметов, проданных на стала субмарина времен второй мировой, проданная небольшим городом в Новой Англии, когда городские власти решили, что больше не нуждаются в подобной реликвии.

Один пользователь продал право навсегда вытатуировать чью-либо рекламу на своем собственном лбу за $10.000.

Volkswagen Golf, ранее принадлежавший кардиналу Йозефу Ратцингеру (за месяц до этого избранному Папой Римским Бенедиктом XVI), был продан за €188.938.

Владелец MagicGoat.com продал содержимое своей мусорной корзины учителю искусств средней школы, ученики которой написали эссе об этом мусоре. 50.000-летний мамонт был выставлен на продажу своим немецким владельцем из-за недостатка места для его хранения и был продан за $61.000. Вода, оставшаяся в чашке Элвиса Пресли, которую он взял с собой на концерт в Северной Каролине в 1977 г., была продана за $455.

Неоконченная сказка

Благодаря в Глобальной сети появилось весьма своеобразное сообщество, для членов которого стал неотъемлемой частью жизни. Впрочем, по словам самого Омидьяра, он всегда думал в первую очередь не о бизнесе, а о союзе единомышленников. Именно тяга к общению стала, по его словам, главной движущей силой прогресса Уйдя в тень, Пьер Омидьяр женился, наконец, на Памеле, перебрался во Францию и теперь с удовольствием следит за успехами своего детища, пребывая в статусе живой легенды. А торговля идет…

Автор: Антон Платов

© Компьютерная газета


Оставить комментарий или два

Rambler's Top100

© 2018 Your Ebay – доставка товаров из-за границы в Россию